Один из самых известных богов в Индии – обезьяноподобный Хануман

Хануман на санскрите हनुमान्, означает «божество с челюстью (разбитой)» – оно представлено в виде обезьяноподобного существа, сына Ваю (бога ветра) и Пунджисталы (апсары). В индуистской культуре его почитают как одного из главных участников «Рамаяны», предводителя войска ванаров. Он был другом Раме и Сите. Шиваизм упоминает Ханумана в качестве аватара Шивы.

Значение имени

Известно несколько версий появления на свет имени «Хануман». В нем заложена неизмеримая сила знаний и высокой мудрости. Эти характеристики соответствуют храброму воину, который способен сразиться, используя свою мудрость и знания. Дословно: «хан» – ударить, сразить, а  «ман» – размышлять.

По другой версии слово состоит из частей: «хану» – челюсть и «мант» – видимый. Это означает того, у кого особенная челюсть.

Третий вариант перевода такой: «хан» – свергнутый, сраженный, «маана» – гордость. Что соответствует существу, которое победило внутри себя гордыню.

Изображение

Фото 1На рисунках Ханумана часто изображают с пятью головами и называют Панчамукхи. В таком виде он смог вызволить из неволи Раму и Лакшаману, когда они находились в Патале.

Все головы божества смотрят в разные стороны и излучают различные энергии.

  1. Львиная голова (Нарасимхи) олицетворяет победу над злыми демонами. Она обладает смелостью и не подвержена чувству страха.
  2. Голова Ханумана является символом победы над вражескими силами, уничтожения грехов, наполнения жизни благими мыслями и деяниями.
  3. Орлиная голова (Гаруда) соответствует победе над преградами и защищает от страшных духов.
  4. Кабанья голова (Варахи) вдохновляет на процветание и получение изобилия.
  5. Лошадиная голова (Хаягрива) дает мудрость и знания.

Божество может взаимодействовать в рисунках с другими героями «Рамаяны» или быть самим по себе. Обычно его изображают с правой стороны от Рамы, как преданного и преклоняющегося перед ним. При этом его руки соединены в позе «Намасте».

Одинокая фигура Ханумана обычно держит в руке оружие, а другой рукой он защищается. В таком виде его рисуют в контексте одной из сцен, отражающих события его жизнедеятельности. К примеру, в детском возрасте он держит в руках солнышко или совершает подвиги, удерживая гору с лекарственными травами. Оружие божества представляет собой булаву для защиты от врагов Дхармы. Ей же он рушит любые преграды, мешающие духовному росту. Еще Хануман может держать в ладонях Ваджру (оружие Индры, созданное из костей мудреца Дадхичи).

Традиционные изображения Ханумана содержат помимо него самого Раму, Ситу и Лакшману. У божества открыта грудь, как символ сохранения священных ликов внутри своего сердца.

Легенды

Рождение

Матерью божества стала Анджана, она была проклята и обращена в ванару, также являлась женой Кешари (великий воин из ванаров). Легенда гласит, что когда она прогуливалась среди гор, то ее заметил летевший мимо Ваю (бог ветра). Удивившись ее красоте, он решил овладеть Анджаной. После этого родился Хануман (Марути — дитя ветра). Его еще называют Анджанея, в честь матери.

Детство

Ребенок от своего отца перенял неземные способности к полетам и быстрым перемещениям, а также великую силу. По преданиям, малыш, впервые увидев солнце, перепутал его с фруктом и захотел проглотить. Но в этот момент за ним присматривал бог Индра, который не дал Хануману долететь до солнца,  метнув в него Ваджру. Божий ребенок упал на землю со сломанной челюстью. Увидев это, отец расстроился и начал забирать весь воздух, окружавший планету. Из-за его нехватки все живое стало задыхаться. Тогда Индра и другие божества, чтобы утихомирить Ваю, обратились к Брахме за исцелением Ханумана. Тот наделил ребенка защитой от любого типа оружия и дал ему божественное имя.

Фото 2Прознав, что Сурья (бог солнца) обладает уникальными знаниями и выступает в роли учителя, Хануман пожелал обучаться у него. Для этого он решил дорасти до солнца, а когда достиг небесного пути, то обратился к Сурье с просьбой, стать учеником великого мастера. Но тот отказался: ему нужно было освещать всю планету и нельзя было покидать колесницу. Хануман решил не сдаваться и еще сильнее вырос. Одной ногой он прижал западные границы мира, а другой — восточные. Таким образом, он смог быть ближе к Сурье и снова обратился к нему в качестве ученика. Бог солнца еще больше удивился и на этот раз не смог ему отказать.

В детские годы Хануман был очень непослушным и любил пошутить над горными отшельниками. Каждый раз он утаскивал у них что-нибудь из вещей или предметов культа. В гневе мудрецы прокляли мальчика, чтобы тот забыл о своей чудодейственной силе. Вспомнить о ней он мог только, если требовалась помощь кому-то другому. Еще Хануман обладал способностью разговаривать с птицами на их языке. Этот навык ему помог вызволить Раму и Лакшаману из подземелья после победы над Махираваной.

Рамаяна

Изгнанный Рама решил обратиться к ванарам, чтобы те помогли ему найти Ситу, похищенную Раваной (предводителем ракшасов). Отправившись на поиски, одна группа воинов дошла до берегов океана с юга. Вид на безбрежные воды настолько поразил ванаров, что они отказались идти дальше, т. к. они не умели преодолевать океанскую пучину. Тогда Ангада (коронованный принц) решил найти среди ванаров того, кто сможет перепрыгнуть через весь океан одним махом (100 йоджан). Взгляд принца остановился на Ханумане. Ванары стали нахваливать его за удивительные способности и тогда он вспомнил о своей божественной силе.

Махабхарата

Фото 3Слава о доблести Ханумана также упоминается в древнем эпосе «Махабхарата». В нем он представлен мудрецом Индрой среди обезьяноподобных. Его имя содержит третья лесная книга «Араньякапарва». В ней он является братом Бхимы, который случайно встретился с ним по дороге на гору  Гандхамадану. В это время Хануман без сил лежал на земле и тем самым мешал брату пройти дальше. Он предложил Бхиме отодвинуть свой хвост, чтобы освободить путь. Но тот, несмотря на свою мощную силу, не смог справиться с этой задачей. Смирившись, он признал могущество Ханумана и попросил его вернуться к прежнему облику, как во время Трета-юги (по событиям «Рамаяны»).

Но божество отказало Бхиме, т. к. уже обладало другим обликом и никак не могло стать, как раньше. Дело в том, что всем существам соответствует своя эпоха и время нельзя повернуть вспять. Бхима решил настоять на своем. В итоге Хануман лишь увеличился в размерах.

Божество рассказало брату, что существуют разные юги: Крита, Трета, Двапара и Кали. Еще Хануман поведал о сути Дхармы и напророчил Бхиме участие в великой войне. В ней Хануман должен был сидеть на знамени Виджаи и выкрикивать боевой клич. По замыслу противник должен был испугаться силы Ханумана и ослабеть. После этого пророчества имя божества исчезло из дальнейшего повествования на страницах эпоса.

Культ

Фото 4Одно из самых известных понятий в индуистской культуре — культ Ханумана. Божество почитают в качестве наставника в научных поисках и деревенской жизни. Индуистское поклонение Хануману и обезьянам под его покровительством распространилось далеко за пределы страны. Этот культ есть во всей Юго-Восточной Азии до китайских границ. Во многом это повлияло на содержание мифов о Сунь Укуне.

Многие люди собираются вместе во вторник или в субботу для поклонения божеству. В качестве угощения они приносят различные подношения. Согласно поверью, для решения тяжелых ситуаций нужно несколько раз произнести имя бога и спеть ему гимн «Хануман Чалиса». Также хорошо действует мантра «Бажрангхбали Ки Джай» (победа силы молнии).

Раз в год в полнолуние (по местному календарю), когда идет месяц Чайтра (апрель), наступает празднование Хануман Джаянти. Считается, что в это время и родился Хануман.

Храмы, посвященные этому божеству, являются самыми посещаемыми в Индии. На их территории принято угощать вкусностями диких обезьян.

Мантры

Кроме исполнения сорока разновидностей гимнов из «ХануманЧалиса», рекомендуется исполнять маленькие мантры, прославляющие доблесть и благородство Ханумана. От них исходят чистые вибрации энергии бхакти. С помощью них можно напитываться силой, храбростью, стойкостью и уверенностью. Они необходимы для обретения гармонии и духовного роста на пути саморазвития. Мантры помогают преодолевать испытания и соблюдать праведность. Они способны привести к познанию высших сфер бытия и поднять свою осознанность на более высокий уровень.

Существует мнение, что благодаря мантрам богу Хануману, человек активизирует свою жизненную силу (прану). Его сознание начинает пробуждаться и очищается под воздействием мощной божественной энергии.

Еще мантры можно использовать для освобождения от зависимостей, привязанностей и ограничений.

  1. Гаятри-мантра Ханумана, или «Хануман-гаятри», — модификация древнейшей и очень сильной Гаятри-мантры из «Ригведы» (III.62.10):
Om bhur bhuvah svaha
Tat savitur varenyam
Om Andjaneyaa Vidmahe
Vayuputraya Dhimahi
Thanno Hanuman Prachodayat

  1. Мощная мантра достижения успеха:

Om Shri Hanumate Namaha

  1. Мантра силы через преданность:

Om Hum Hanumate Vijayam

  1. Мантра великому Хануману — вариация традиционной мантры Махавишну: «Oṁnamobhagavatevāsudevāya»:

Om namo bhagavate andjaneyaa

Поделиться:
1 Комментарий
  • Наталия says:

    Коснулась и меня ситуация с работой и долгами, стала искать выход из положения. Одна девушка на работе рассказала мне про Гаятри-мантру Ханумана, которая помогает активизировать свою жизненную силу, три раза в день просто произносила. И в течение недели решила все проблемы с долгами да еще и предложили новую работу.Теперь с мантрами не расстаюсь.

Добавить комментарий для Наталия Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть