Полное описание трех гун Саттвы, Раджаса и Тамаса и их влияние
Гуна («качество», «веревка» дословное значение на языке санскрита) – это в индийской философии свойство некоторого объекта, которое сковывает, стягивает этот объект, не давая ему в полной мере проявить себя, свою миссию.
Гуны являются атрибутом только материального мира, поскольку в мире духовном все объекты отражают свою истинную сущность полностью, без возможности внешнего влияния на них.
Кроме того, гуны являются ведущим понятием в Аюрведе, отражающим главные составляющие Природы.
Таких составляющих всего три, они перечислены ниже:
- Тамас (проявляется ночью) – отрицательная энергия, которая способствует невежеству и бездеятельности, препятствует развитию;
- Раджас (проявляется в дневное время) – возбуждающая энергия, несущая собой выход из равновесия и стремление к активной деятельности;
- Саттва (проявляется утром и вечером) – энергия гармонии, равновесия и вдохновения.
Взаимодействие гун
Три материальные гуны Саттва, Раджас и Тамас всегда существуют совместно. Они являются частью некоторого объекта, при этом циклично сменяют друг друга. Объектом может быть человек, какой-либо предмет или событие. Очень важным для объекта является то, какая из гун является доминирующей. Например, у обычного человека преобладает Раджас, у Божества или ангела – Саттва, у животных больше всего Тамаса.
Каждому человеку, если он хочет обрести внутреннюю гармонию и спокойствие, нужно уравновесить все три гуны, присущие ему. Если же баланса не будет, то он будет чувствовать себя либо слишком подавленным и изможденным, либо наоборот слишком раздраженным и взвинченным. Такое состояние дисбаланса со временем приводит к депрессиям и различным болезням.
Существенное влияние на баланс Саттвы, Раджаса и Тамаса в каждом человеке оказывает то, в каком окружении он находится, чем занимается, какую ведет жизнь. Например, если ему приходится жить в окружении людей слишком возбужденных и неуравновешенных, у него увеличивается влияние Раджаса. А преобладание этой гуны в конечном счете приводит к физическому и умственному упадку.
Справка! По словам из Бхагавад Гиты, каждая из трех гун постоянно пытается стать преобладающей, но, не смотря на эти попытки, только одна всегда находится в позиции лидера, время от времени чуть ослабевая или наоборот усиливая свои позиции. И эта законемерность определяет характер человека.Если мы будем внимательнее к самим себе, проанализируем свой образ жизни, то мы наверняка сможем определить, какая из трех составляющих Природы – Саттва, Раджас или Тамас – является доминирующей.
Тамас
Люди под влиянием Тамаса невежественны, обессиленны, они как будто все время пребывают во сне. Жизнь таких людей – это иллюзорная жизнь, когда они считают, что они деятельны и активны, а на самом деле находятся в состоянии полной прострации. Человек не имеет духовной цели, жизнь пускается на самотек.
Особенности человека при доминировании Тама-гуны:
- Причастность к животному царству.
- Отсутствие деятельности разума.
- Сумасшествие, недалекий ум, галлюцинации.
- Нравится мертвая еда, источающая зловония либо не имеющая вкуса совсем.
- Постоянные самоограничения, ничем не обоснованные, которые проявляются либо в бичевании самих себя, либо в бичевании близких людей.
- Попытки отдать все самое лучшее совершаются либо в неподходящий момент, либо по отношению к недостойному человеку, либо в неполной мере.
- Смелость и отважность несут печать безрассудства, разочарования и страха.
- Обладание счастьем – лишь иллюзия, которая затмевает разум и не дает душе открыться, оно призрачно и обманчиво.
В пространстве гуна тьмы и невежества реализована в местах со знаком Инь – госпитали, больницы, хосписы, заводы по переработке мяса, места захоронения. Сюда же относят все, что находится под землей – подземные склады, шахты, метро и прочее.
Раджас
Раджас побуждает своего обладателя к бесконечной наживе, поскольку является олицетворением корыстолюбия и страсти. Живое существо, в котором преобладает Раджас, становится очень зависимым от материальных благ. Человек пытается стать обладателем как можно большего количества денег, никогда не удовлетворяясь тем, что уже имеет, жаждет материальных наслаждений и с неуемным упорством их добывает.
Тот, в ком доминирует Раджас, свойственно следующее:
- Любая деятельность приносит страдание.
- Неумеренное желание всех благ.
- Самопожертвование может быть только корыстным, совершается с целью снискать благодарность и уважение к собственной персоне. Оно краткосрочно и неискренне.
- Следование своему назначению кажется слишком обременительным или слишком страшным, человек отрекается от своего долга.
- Искажается понятие духовного мира. Человек считает духовный мир всего лишь частью мира материального, утверждая, что с гибелью физического представления живого гибнет и его душа. Отрицание духовного начала как источника сознания является характерным для людей, находящихся под властью Раджаса. Некоторые признают существование высшей силы, вездесущей и бессмертной, но при этом отрицают существование божественного проявления в каждом человеке, а его физическое существо считают невежественным и смертным. Другие же полностью отрицают наличие высшего разума или сознания вне материального объекта.
- Любые поступки и свершения требуют огромного напряжения физических и моральных сил. Это продиктовано излишней жаждой наслаждений и алчностью.
- Человек зависит от результатов своего труда, он жаждет насладиться благами, полученными в результате своей деятельности, подвластен своему настроению, агрессивен, имеет корыстные умыслы.
- Наслаждение материальными благами лишь кажется истинным счастьем, в конечном итоге оно скоротечно и быстро начинает отравлять жизнь.
- Покидая этот мир будучи во власти Раджаса, человек вновь приходит в материальный мир в окружении озлобленных и завистливых людей.
В пространстве гуна страсти относится к крупным населенным пунктам, мегаполисам, а также к местам с большим скоплением народа (торговые и развлекательные центры, рыночные площади, авто- и железнодорожные вокзалы, аэропорты, крупные стадионы во время нахождения на них большого количества людей).
Саттва
Самая чистая из всех гун, Саттва дарует просветление материальному объекту, для которого является доминантной. Человек становится чище, если у него доминирует Саттва и он совершает благородные поступки. Ему открываются высшие истины.
Отличительные признаки человека, в котором доминирует Саттва:
- предписанные свыше обязательства исполняются бескорыстно, нет привязанности к плодам своего труда;
- сознание того, что всё живое в этом мире имеет единое духовное начало;
- любая деятельность имеет определенный порядок, она не привязана к чувствам или к желанию насладиться ее конечным результатом ;
- исполнение своего долга совершается смело и непоколебимо, без эмоциональной реакции на успешность или провальность деятельности, неподвластно остальным гунам;
- разум сам определяет необходимость того или иного действия, стоит или не стоит остерегаться чего-то в конкретной ситуации, приведет ли конкретное действие к угнетению или наоборот к возвышению;
- стойкость и уверенность во всем, упорство и самодисциплина в занятиях йогой. Эти занятия помогают овладеть своим разумом, энергетическими потоками и эмоциями.
Человеку необходимо скрупулезно работать над собой во имя того, чтобы над его душой стала властвовать Саттва гуна. Такая работа должна быть представлена следующими шагами:
- беседы с людьми, находящимися под властью гуны благости;
- исключение мясной пищи из своего рациона;
- чтение священных книг;
- многократное произношение различных мантр.
Среди людей, находящихся во власти Саттвы, часто встречаются деятели науки, мудрецы и философы.
«Нигде в этом мире – ни здесь, ни на высших планетах – нет ни одного существа, которое не испытывало бы на себе влияния трех гун, порожденных материальной природой». Бхагавад-гита 18.40В пространстве гуна благости – это божественные дома (церкви, мечети, синагоги), сама природа и ее места силы.
Продукты и питание
Питание в йоге через потребляемые продукты помогает сбалансировать гуны. Для любых продуктов питания характерно наличие всех трех гун, и также как в любом живом существе, одной из гун будет больше, чем двух других. В зависимости от качества и состояния продуктов, доминирующая гуна может меняться. Так, в свежем фрукте преобладает Саттва, но если фрукт испортится или подвергнется термической обработке, преобладать будет Тамас.
Тамасная пища
Особенности пищи, в которой преобладает гуна невежества – она чаще всего несвежая, высохшая или скисшая. Приверженцы йогического питания стараются не употреблять такую пищу, так как она отрицательно воздействует на душу человека. Но, несмотря на это, положительное влияние такой пищи тоже может быть – употребление тамасных продуктов иногда делает человека более уравновешенным.
Примеры тамасичных продуктов:
- продукты животного происхождения, кроме молочных;
- из овощей это чеснок и лук;
- яйца;
- грибы;
- пища, полученная путем брожения;
- испорченные продукты;
- любой алкоголь.
Если пища с доминантной гуной благости будет термически обработана с использованием масла, она станет относиться к тамасной еде.
Раджасная пища
Продукты питания с доминантной гуной страсти имеют ярко выраженные вкусовые качества – они соленые, острые, кислые или горькие.
Человек, находящийся под влиянием Раджаса и употребляющий Раджасные продукты, становится еще более раздраженным и взвинченным. И наоборот, если он ощущает упадок сил, раджасная еда может придать ему бодрости.
Примеры продуктов питания под влиянием Раджаса:
- чай, кофе, шоколад;
- соль;
- острые приправы.
Саттвичная пища
Употребление в пищу продуктов с доминантной гуной благости приводит к улучшению как физического, так и духовного проявлений. Организм оздаравливается, душа обретает гармонию.
Примеры продуктов питания под влиянием Саттвы:
- вода, натуральные соки;
- свежие овощи, фрукты;
- молочные продукты;
- хлеб из муки грубого помола, любые крупы и зерно;
- продукты пчеловодства, орехи, семена;
- неострые травы и настои из них.