Описание и значение бога огня в Индии – Агни
Агни́ (санскр. अग्नि, «огонь», рус. Огонь) в индуистской мифологии является богом огня, очага в доме и костра для жертвоприношений. Его почитают как главного земного божества, который заботится о взаимодействии людей с другими богами.
Содержание
Символизм
В этом божестве олицетворяется огненная стихия. В материальный мир он вносит тепло и свет, разгоняет тьму и становится жертвенным огнем (обычно их разводят для соблюдения обрядовых традиций и ягьи, где Агни становится посредником между божествами и человеком). Но тот огонь, который виден нами в обычной жизни, является лишь грубым проявлением божественных сил. На самом деле, Агни олицетворяет собой чистоту и благочестие, символизирует жизнь и преобразует силу, трансформирует грубость в нечто более утонченное.
Бог огня также может быть духовным жаром Тапасом (саскр. तपस्), который служит для разжигания внутреннего огня и уничтожения негативной энергии. Во время ежедневной практики происходит воссияние силы духа и человек начинает видеть новые грани повседневной жизни, это приводит к духовному росту по символической лестнице саморазвития. В космическом жаре (Тапасе) является тем же самым, что и космогонический принцип («Ригведа», X.190.1).
Внешнее проявление Агни выглядит как пламя свечи или языки костра — это видимая форма божества, дающая тепло и свет. Просветление внутри сознания является невидимой, но осязаемой формой Агни, суть которого лежит за пределами материальной действительности.
Благостный аспект божества проявляется в форме заступничества от бед и несчастий. Он способен дать человеку различные блага. Негативный аспект Агни можно увидеть в его сжигающей, уничтожающей энергии, как у Рудры (ведическое божество, персонифицирует гнев, ярость). Но в божестве все-таки больше преобразующей силы, энергии, которая может «воскресить».
Всего известно пять форм стихий:
- «джала» (ап) – вода;
- «притхиви» — земля;
- «вайю» — воздух;
- «теджас» — огонь;
- «акаша» — эфир (пространство).
Изображение
У божества на всех рисунках четыре руки, красное одеяние и лик, золотисто-коричневые волосы, огненный блеск в глазах и большой живот — символ принятия всех подношений, которые проходят через его огонь. Над головой божества светится пламенный ореол.
Передвигается Агни на красной козе или барашке (олицетворение силы и упорства). Иногда божество рисуют верхом на колеснице, в которую впряжены семь алых коней.
На некоторых изображениях Агни имеет кожу черного оттенка, две головы, три ноги и четыре руки с четками (символ обрядовых и молитвенных священнодействий). Также его руки сжимают топор (власть над темными силами, разрубание привязанности и наваждения Майи); горящий факел (огонь); веер (необходим для разжигания костра); ковш для зачерпывания подношения; копье (преодоление трудностей во время саморазвития); лотос (просветление на духовном уровне и очищение сознания).
Из обеих голов божества извергается огонь с двумя типами пламени: один нужен для поддержания домашнего очага, второй — для жертвенного костра. На некоторых картинках из ртов божества извергается семь языков — это аллегория «слизывания» жертвенного топленого масла, получаемого во время жертвоприношений.
В ведизме
Первая часть «Ригведы» посвящена Агни, в остальных гимнах также идет обращение к этому богу, кроме VIII (к Индре) и IX (к Соме). Это означает, что веды почитали его в качестве главного божества и начинали практически все молитвы с его прославления.
Второе имя Агни – «Агнирас», так он зовется в некоторых частях «Ригведы». Еще его упоминают как владеющего сокровищами Савитара, имеющим добро Бхагой, символом поклонения Рибхой, Адити, Бхаратой, Рудрой и три раза рожденным богом (в недрах земли, воде, на небе). Многие его знают как семилучного божества, который способен развеять тьму. Он же пастырь закона, подразумевающегося в традиционных обрядах. Агни способен взмыть в высь алыми ветрами, благословляя домашний очаг и быть главой всего рода.
«Ригведа» содержит восемь упоминаний божества в гимнах-апри (его призывают, чтобы начать жертвоприношение). В этих гимнах он играет функцию приглашения других богов на обрядовые гуляния. К нему обращаются с помощью гимнов, чтобы получить от него милость. В числе его имен: Нарашанса (восхваляемый), Танунапат (сын самого себя) и Тваштара (созидатель). Он является прекрасно зажженным чистым Хотаром, который сопровождает блага и передает их другим божествам для наслаждения.
В этих гимнах проявляется энергия Агни на трех уровнях: в виде небесного огня, солнечного яркого света, молниеносного огня и домашнего очага.
Первоначальный огонь по ведам появился при трении двух деревянных палочек между собой. Третагни («три огня») является тройственной сутью пламени или огненной триадой, которая появляется при символическом «трении» палочки мудрости о палочку знания (Ашваттху). По легенде, сначала существовало единое священное пламя, добытое от трения между собой двух деревянных дощечек. Агни разделил этот огонь на три составляющие: для домашнего очага (Гархапатью), для жертвенного огня (Дакшину), для возлияющего огня (Агавании).
Существует мнение, что в древнем солнечном символе (кресте) заложен смысл начального процесса создания животворящего огня. Крест символизирует две палочки, которые сложены таким образом, чтобы через трение друг о друга развести огонь.
Гаятри-мантра Агни
Семья
В Пуранах сказано, что Агни был старшим сыном Брахмы. Он родился из тела Вселенной (рта Пуруши). Супругой Агни стала Сваха, несовершеннолетняя богиня и дочь Дакши.
В некоторых источниках Агни является братом Индры. Оба любители напитка сомы. Другие писания указывают на то, что родители божества были компонентами для розжига священного костра. Агни был окружен заботой десяти слуг, воплощенных в виде десяти пальцев рук.
Еще есть информация, что Агни имел трех сыновей: Павака, Павамана и Шучи. В них воплотилась сила трех огней, ставших творцами земли и людей. Также упоминается о том, что Агни вместе со своими 3 сыновьями и их 45-тью сыновьями проявился в виде 49 мистических огней Пурана и теософии.
Так как это дети и внуки бога Агни, то являются его частичными проявлениями. Следовательно, существует 49 богов огня, либо первоначальных огней. Конечно, это аллегории, в пуранах иносказательно повествуется о 49 качествах, проявлениях огненной энергии в разных аспектах. «Семипламенный» Агни 7-кратно проявляется в различных формах.
Во время проведения обряда почитания богов Агни всегда присутствует . Также не обходится без Агни ни один фестиваль в Индии. К примеру, во время проведения пятидневного фестиваля Дивали , который отмечается в октябре-ноябре, зажигаются масляные лампадки, которые олицетворяют победу света над тьмой. Также фестиваль красок Агни сопровождает в пылающих кострах как символ божественной энергии.