Бог Индра – Царь Богов в индийской мифологии

Индра на санскрите इन्द्र означает «владыка», «сила». Это божество считается одним из основных в ведическом пантеоне. Различные толкования представляют его как бога-громовержца (повелителя дождя и гроз), бога войны (предводителя в битвах дэв и асур), владыки Сварги, творца райской Индра-локи.

Согласно «Ригведе» (X.89.4; II.15.2), на плечах Индры лежит весь небосвод. Именно он с помощью своих сил отделил Небо от Земли, как будто установил ось между колесами. Индра наполнил оба мира, укрепил небо и расширил землю.

В нем олицетворяется древо мира — это мифологический символ многих стран, который объединяет собой три мира: кроной древа — небесный свод (место обитания дэвов), стволом – земной мир, корнями – подземное царство (место обитания асуров).

Изображение

Фото 2Индру изображают огромным великаном с наполненным сомой животом. У него четыре руки, держащие разные атрибуты:

  • ваджру для уничтожения демонических сил и возвращения к жизни погибших воинов;
  • анкуш (копье);
  • колчан со стрелами;
  • сеть, наполненную иллюзиями, и крючок для ловли врагов, чтобы те начали ошибаться;
  • лук в виде радуги.

Тело божества красного или золотистого цвета. Передвигается Индра на вахане — белом небесном слоне Айравате (предке индийских слонов). Нередко поблизости с божеством рисуют гончую Сараму.

Имена и эпитеты

Известно множество имен и эпитетов, которыми можно охарактеризовать качества Индры.

  • Шакра — могучий, сильный;
  • Ваджрапани, Ваджрин — владеющий ваджрой, носящий ваджру;
  • Махендра — великий Индра;
  • Весава — владыка благих;
  • Мегхавахана — восседающий на облаках;
  • Магхава — щедрый;
  • Дэвапати — владыка дэвов;
  • Дэврадж — царь богов;
  • Дэванам Индра — владыка тридцати трёх богов;
  • Вритрахан — победитель Вритры;
  • Балахан — победитель Балы;
  • Сахасракша — тысячеокий;
  • Пурандара — разрушитель твердынь;
  • Сваргапати — владыка Сварги;
  • Джишну — предводитель небесной рати;
  • Пурандара — сокрушитель (вражеских) городов;
  • Громодержец — держатель громовой стрелы;
  • Парджанья — дождевое, грозовое облако;
  • Пурухута — призываемый многими;
  • Шата-крату — повелитель тысячи жертвоприношений;
  • Тысячеглазый супруг Шачи;
  • Амита-крату — безмерный.

Кроме того, «Ригведа» (I.100.12) называет его «мастером с тысячей замыслов», владющего знаниями о сотнях хитрых уловок. Он считается непоколебимым, имеющим тысячи укреплений и сотни поддержек. ( I.102.6;  I.52.2).

Стрела Индры

Фото статьиСтрелу Индры называют Ваджрой (перевод с санскрита «удар молнии», «алмаз»). Она представлена в форме двуглавой палицы, концы которой заострены. Это оружие нужно для одержания победы над Вритрой. В такой стреле-палице олицетворяется могущественная сила для освобождения и обретения власти над демонами.

Дословно Ваджра переводится как «алмазная палица». «Алмазом» характеризуются такие качества, как: необыкновенная прочность, твердость духа и нерушимость бытия. В виде молнии проявляется непреодолимая сила.

Создателем такого необычного оружия стал бог-кузнец Тваштар. Именно он изготавливал все виды оружия для божественного пантеона. Им же было выковано копье Амогха («неотвратимое»).

Ваджра послужила Индре для разбивания горы и каменной пещеры, чтобы освободить коров (воду). По другим сведениям Ваджру также называют Бхаудхарой, Шата-брадхной («о ста остриях»), Сахасра-парной («тысячелистным»).

В гимнах «Ригведы» содержится информация о том, что Индра часто использовал лук со стрелами. У каждой из них было сотни наконечников и тысячи перьев ( VIII.77. 6–7).

Алмазная сеть

«Алмазной сетью Индры» символизируют первоначальное пространство Вселенной, первичную субстанцию, эфирное энергетическое поле, Акашу. Это сеть, которая объединяет собой всю Вселенную в единое целое. Такую метафору можно сравнить с росой, которая собралась на паутине: в каждой капле отражается сеть с другими росинками целиком. Алмазная сеть находится над царством (дворцом) Индры и соединяет все концы  света. Такие сведения содержатся в «Аватамсака-сутре» («Гандавьюха-сутре») из традиций Буддийской Махаяны.

Фото 3Концепция заключается в том, что все содержится в одном, и одно содержится во всем. Подобная картина мироздания отражена и в современном научном мире. Ее проявления можно заметить в теории фракталов, в которой отражен принцип самоподобия, бесконечная делимость материи, где каждая частица-фрактал представлена в виде маленькой копии всего шаблона. Этой теорией лишь научно подтверждается существовавшая с ведических времен концепция. Такие же утверждения были озвучены и древними философами, в числе которых Аристотель, Декарт, Анаксагор. В античной натурфилософии человек рассматривается как микрокосм. Он является частью макрокосм (Вселенной) в уменьшенном виде.

Осмысление метафоры «алмазная сеть Индры» приводит к постижению сути единства бытия, что все сущее в этом мире взаимосвязано. Сеть Индры символизирует Будду, который содержит в себе бесконечные земные пространства, при этом каждая песчинка Земли содержит в себе бесконечное число Будд.

В тексте «Аватамсака-сутры» рассказывается о мировых океанах, проявленных в каждом атоме Вселенной. Это олицетворение бесконечной взаимосвязи всего сущего: одно во многом и многое в одном. Сеть Индры представляет собой сплетение драгоценных камней, в каждом из которых отражается вся сеть с другими кристаллами. Если в одном камне что-то трансформируется, то изменения касаются всей сети.

Пустота является сутью нуменальной природы. Она пронизывает каждое явление и становится отображением всех остальных явлений. Такое свойство характерно как для одного, так и в отношении других. Во всем присутствует взаимосвязь. Одна частичка зависит от других частиц, а они в свою очередь – от нее.

В этом и прослеживается основная мысль. Окружающая нас действительность — это зеркало, которое является отражением каждого человека. То, что проявляется во внешнем мире на самом деле отражает то, что происходит во внутреннем.

Поделиться:
1 Комментарий
  • blank Виктория says:

    Считаю, что образе прекрасного и величественного Индры скрыта тонкая метафора, которая демонстрирует нам, что Сила и Мудрость – это две обязательные составляющие сущности того, кто решил встать на защиту своего Рода. Ведь Сила без Мудрости гибельна, а Мудрость без силы бессмысленна. При этом еще одним элементом данной системы обязательно должно быть Добро, потому что без стремления к добру и созиданию любое начинание обречено. Вот, по моему мнению, чему учит нас великий бог Индра.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть