Великая и ужасная – богиня Кали и ее неоднозначный символизм
Ка́ли (санскр. काली, Kālī IAST, «чёрная»), в некоторых источниках ее называют Kālikā IAST (санскр. कॉलिंका) или Shyāmā IAST (санскр. श्यामा) – это индуистское божество женского рода, которое является одной из десяти Дашамахавидья. Кали проявляется как яростная форма Шакти, а в мифическом контексте она – уничтожитель демонических сил.
В гневе Кали настолько ужасна, что весь мир может оказаться под угрозой уничтожения. Именно поэтому особое значение в мифологии уделяется усмирению богини. Еще ее почитают в качестве защитницы других богов и дарительницы освобождения.
Поклонники тантризма и шактизма видят в ней проявление высшей реальности или Брахмана. Ее образ является культовым для различных религиозных течений. Обычно она изображается в танце или стоя на своем муже Шиве.
Значение имени
Существует несколько вариаций перевода имени «Кали»:
- «черный цвет», который растворяет и поглощает в себе все цвета, он же является отсутствием какого-либо цвета (так Кали проявляет свою высшую природу, превосходящую свои характеристики – ниргуну);
- «женская форма» от слова «кала» (время), она разрушает постоянство;
- «смерть», что означает выход за грани времени и смерти, перевод на высший уровень сознания через разрушение стандартов, старых устоев и каких-либо ограничений.
Изображение Махакали
Богиня на рисунках обладает четырьмя руками. Они являются символом космического ритма, природного пульса в жизни и смерти. Ее руки находятся в постоянном движении и держат определенные атрибуты.
- Когда левые руки сжимают трезубец, то две правые руки находятся в абхая-мудре, что означает «не бойтесь», и в варада-мудре – «принесение в дар милости». Это творческая, созидательная энергия Кали.
- Если в двух левых руках находится меч весь в крови и отрубленная голова, то это разрушительная энергия богини.
У Кали на изображениях три глаза, что соответствует солнцу, луне и огню (прошлое, настоящее и будущее). Это все находится в ее власти, под ее контролем. Сама богиня существует независимо от времени, она выше этих понятий.
С помощью окровавленного меча и отрубленной показано отсечение собственного эго. При этом у меча есть глаз, что символизирует распознавание мудрости (дарование знаний и избавление от неведения). Кали является спасительницей от иллюзий, невежества, неоправданных надежд и лжи.
Окровавленная голова также означает страсть (Гуна Раджаса) — избавление от греховных пристрастий и обретение силы для их преодоления.
Практически на всех изображениях богини нарисован полуоткрытый рот с высунутым языком и белоснежными острыми зубами. Ее образ трудно перепутать с другими божествами. Язык Кали ярко-красного цвета символизирует страсть. В виде белых клыков изображена благость (гуна саттвы), с помощью которой одерживается победа и идет указание на природную духовность, состоящую из саттвы без ограничений, присутствующих в других гунах.
Нагая фигура богини говорит о ее нахождении за пределами общепринятых рамок и норм. Она выше влияния гун и времени, не подвластна иллюзиям Майи, в паутине которой находится весь существующий мир. Кали созвучна яркому свету Истины, его нельзя спрятать за какими-либо иллюзиями. С помощью Истины вся тьма невежества рассеивается.
Живет Кали в местах, где происходит кремация человеческих тел. Именно там эгоизм, дуальность этого мира, а также пять элементов панчи махабхуты становятся пеплом. Уходят концепции, устраняются привязанности, эмоциональные ограничения, догмы. Человек избавляется от всего, что ограничивало его в саморазвитии. Такой же огонь загорается в сердце практикующего йогу. Он совершает собственный огненный ритуал (ягью), являющийся огнем знания, принесенный в дар богиней Кали.
Отрубленные головы, висящие в форме гирлянды, – это вовсе не принесенные ей жертвы, а символы санскрита, в которых проявлены мокша-мантры (освобождение). В таком образе Кали предстает в виде Шабды Брахмана, означающего суть реальности и проявленного в звуке. Звуки-семя порождает всю Вселенную, а богиня является ее матерью.
На поясе Кали висят отсеченные руки, как взаимосвязь между действиями и их последствиями. Это символ освобождения от негативной и положительной кармы после совершения серии кармических воздаяний через практику и преданность богине.
Нередко у Маха Кали на рисунках присутствуют змеи. Объяснить такой символ очень сложно. Скорее всего, они оказывают устрашающее воздействие на человека, как и весь образ богини. Но в то же время у Кали, как и у Шивы и других аскетов, было принято находиться в абсолютной гармонии с ядовитыми и обычными змеями. В них сокрыта таинственная мудрость и невиданные богатства. Сбрасывание кожи считается символом перерождения.
Змея — «пороговое» существо, она способна проникнуть во все божественные пространства земли, подземного царства и всей Вселенной. Змеи легко передвигаются по земле и под землей, так же легко они могут перемещаться из одного космического плана в другой: из царства мертвых в царство живых. Богиня взаимодействует с ними, как они обладает преображающей силой.
Символизм
Образы смерти в изображениях Кали являются отражением ее природы преображения, связи с божественными знаниями, мудрости и просветления. Именно смерть становится великой трансформацией, радикальной переменой человека. В этом смысле Кали становится проводником из мира живых в мир мертвых. Все ее атрибуты (отсеченные головы, руки, места кремации) указывают на переход из одного состояния бытия в другое. Она повелевает всеми преображениями и переменами.
В тантризме богиня несет в себе идеальный образ для выполнения ритуальных и медитативных практик. Обращаясь к ней, человек встречается лицом к лицу со своими страхами, внутренними блокировками и другими «оскверняющими» душу вещами. В Кали сочетается Свет и Тьма, она возвышается над ними, над дуальностью мира. Нужно смело посмотреть в глаза ужасу, чтобы в полной мере ощутить божественную Любовь.
Восприятие богини в настоящем есть отражение внутреннего состояния. От этого во многом зависит то, какой она покажется: страшной или красивой, полной любви или ненависти. Уровень сознания человека определяется уровнем его духовности и эмоционального развития.
Кали применяет радикальные силы для трансформации эго (ложного сознания).
В богине воплощаются высшие истины бытия, она символизирует высшую реальность. Но в рисунках нельзя передать даже малой сути ее влияния на мир и человека в нем. Это только попытка доступными средствами изобразить то, что рассказать невозможно.
Кали, как и все Махавидьи, представляет собой поток энергии мироздания. Каждый из таких потоков исходят из единого источника, обладающего своей целью и вибрацией, что придает им определенную форму. Самих целей и вибраций может быть великое множество, поэтому явлений и форм также много. Десять Махавидий — это пути духовных практик, зависящих от индивидуальных предрасположенностей практикующего.
Шокирующий образ Кали (ужасный, кровавый, смертельный, сексуальный) необходим для сбивания человеческого ума со стандартной колеи. Восприятие окружающей действительности меняется под действием образа, происходит избавление от шаблонов. Практикующий получает возможность выйти за границы дуальности в поисках абсолютного, все пронизывающего Сознания, возвышаясь над формами и явлениями бытия.
Мантры
Кали Гаятри-мантра Om Mahā-Kālyai сa vidmahe «Ом! Великая Богиня Кали,
śmaśāna vāsinyai ca dhīmahi
tanno Kālī prachodayāt
Перевод:
Обитающая на местах кремаций.
Мы направляем к тебе свои мысли,
Дай же нам твои благословения ».
Om Krīṁ Kālikāye Namaḥ
Культ
Больше всего почитателей богини живут в Бенгалии. В городе Калькутта расположен древнейший храм в ее честь — Калигхата. Второй по известности храм стоит в Дакшинешваре. Последователи ритуальных практик используют в качестве подношения вино. Они выпивали тремя глотками святую воду и рисовали между бровями красную метку.
К статуе богини приносились цветы красного цвета и зажигались свечи. Завершался ритуал чтением молитвы и вдыханием принесенного в качестве подаяния цветка. После этого приступали к трапезе жертвенных подношений. Празднования в честь богини начинались в первой половине сентября.
Почитание культа Кали наиболее популярным было во времена султанатов (XIII-XIV вв). Позднее в Индии распространение получило тайное учение секты тугов (XII-XIX вв). Это были фанатики, которые поклонялись Кали как богине, обладающей разрушительной силой, как повелительнице смерти.
Поклонение Кали можно осуществлять как через янтру, так и через храмовый образ(мунтри), священный огонь, священный сосуд, который наполняют освященным вином. Само поклонение может быть и сложным, и самым простым. Отмечу, что сложное поклонение могут совершать только специально обученные служители культа. Простой же контакт может налаживать любой желающий, но делать это следует крайне осторожно, ведь Кали богиня грозная, свирепая.