Бог Яма – значение в буддизме и индуизме

Яма, согласно ведийской мифологии, является богом смерти. Индуизм почитает его как хранителя мира (Локапалу), в его власти находится южная сторона (страна мертвых). В буддизме Яма превозносится как владыка ада, правитель города Вайшали.

В целом, божественная суть Ямы заключается в управлении царством мертвых. В числе его родственников называют сына Вивасвата и брата Ману, который один выжил после случившегося в давние времена великого потопа. Также у Ямы была сестра-помощница — Ями. По легенде, Яма и Ями считаются прообразами первых людей. Его же называют «первым умершим». Это произошло, когда он решил получше узнать мир, и во время путешествия оказался на небе. Так в мир людей пришло осознание смерти.

Изображение

Выглядит божество сурово, его всегда сопровождают две четырехглазые сторожевые собаки Сарамеи (сыновья Сарамы, а также собаки Индры по «Ригведе») и ворона — вестник приближения смерти. Они выступают в роли послов.

На рисунках божество наделено двумя или четырьмя руками со следующими атрибутами:

  • арканом или петлей для ловли людских жизней;
  • булавой, символизирующей власть;
  • мечом непривязанности для отсечения желаний и влечений в земной жизни;
  • жезлами как символами власти и силы.

Фото 1В тексте «Гаруда пураны» говорится, что у Ямы в руках находится раковина, диск, булава и меч. Там же есть упоминание о его облике: «очень грешные люди видят внушающий ужас образ Ямы — у него огромное тело, он сидит на буйволе, с жезлом в руке. Громыхающий, как туча во время пралайи, чёрный, как гора сажи, ужасающе сверкая оружием, как молниями, в своей тридцатидвухрукой форме, ростом с три йоджаны, с глазами, подобными колодцам, с зияющим ртом, из которого торчат огромные клыки, с красными глазами и длинным носом».

Справка! Пралайя – период отсутствия активности во Вселенной.

В описаниях божество предстает в виде разгневанного существа с красными глазами и торчащими клыками. Его голову украшает корона властителя царства мертвых. Кожа Ямы синего или темно-зеленого цвета. Поверх тела на нем надето красное или синее одеяние.

Передвигается бог на буйволе, олицетворяющем страх смерти.

В индуизме

Само наименование «Яма» в переводе с санскрита означает «близнец» («йама»). Так в древнем мире обозначали двойных натур, двойников, противоположностей. Ученые предполагают, что по сути термин идентичен азиатскому «инь и янь». Но какой из терминов возник раньше другого доподлинно не известно.

В лице бога Ямы воплощена смерть и справедливость. Им первым было совершено самопожертвование в виде отказа от собственного бессмертия. Это послужило причиной для создания мира, в котором по сей день живут люди.

Фото 3Первичные описания бога Ямы дают нам представление, что он является олицетворением Солнца, а сестра Ями стала его близнецом Луной. Согласно ведам, между братом и сестрой состоялся интересный диалог, в котором она пыталась склонить брата к близости. Но Яма отказал ей по причине невозможности родственной связи. Этот разговор лег в основу установленных впоследствии традиций и канонов, не разрешающих кровные браки у индусов.

Сборник песнопений «Ригведа» также упоминает Яму как символ Солнца. В тех же текстах есть описание божества в роли сына нового дня, рассвета — Вивасвата. Он же олицетворяет уходящую ночь Саранью и является дочерью Тваштары (создателя всего сущего, уникального мастера). Все это говорит о том, что Яма предстает перед нами в роли древнего, видимого Солнца как символа жизни, а после заката он же становится смертью. Со временем первоначальные сведения о Яме стали несколько другими и его функции приобрели новый смысл.

Олицетворение смерти

Представления людей об устройстве мира постепенно менялись, поэтому и о божествах стали думать по-другому. Новый облик Ямы: его стали представлять бродящим среди живых в сопровождении двух собак-послов. Роль псов заключается в отлавливании живых душ, предназначенных для перемещения в иной мир. Мрачное описание этого действа не должно вселять ужас. Дело в том, что согласно индуистским верованиям, люди продолжают вести свои мирские дела после смерти, только не в этом мире, а в загробном.

Первоначальный облик Ямы как символа Солнца постепенно трансформировался в образ «первого умершего», который открыл дверь в загробный мир для всего сущего и людей. Его почитают в индуизме как божественного мирохранителя. Подробное описание его жизни и трансформации есть в «Ригведе» (гимн 14, мандала X).

В буддизме

Проявление бога Ямы в буддистской мифологии во многом схоже с египетским богом Осирисом. Он представлен в качестве судьи царства мертвых и властелина аналогов ада, рая и чистилища.

Фото 2Образ Ямы в рисунках часто сопровождается ожерельем с черепами, специфическими жезлами (власть над подземными сокровищами), арканом для отлавливания душ и мечом.

На лице Ямы можно увидеть три глаза, символизирующих прошлое, будущее и настоящее.

Известно несколько воплощений божества. К примеру, Шиндже существует посередине загробного мира. В его руках меч и зеркало для рассмотрения кармы (аналог весов). Помогают Шиндже четыре помощника:

  1. с бычьей головой, с зеркалом правды в руках;
  2. с мордой обезьяны, взвешивает на весах добрые и злые дела;
  3. с мордой вепря, считает на счётах добро и зло;
  4. с тигровой головой, пишет на свитке приговор, которым определяется мера содеянного при жизни. а также определяется судьба и ад умершего.

По легенде, Манджушри (сподвижник Будды Гаутамы, он охраняет райские земли на Востоке и является учителем-проводником бодхисатв) смог усмирить ипостась Шиндже. В нем проявилась сама мудрость и суть бытия.

После усмирения ипостаси стало возможным появление Ямы-защитника, названного Дхармараджа. Его считают довольно сложным воплощением, в котором понятие «защита» очень условно. Русский перевод слова не может дать истинное описание сути данного воплощения.

Традиционные представления Ямы в роли защитника  Дхармараджи можно рассмотреть в нескольких вариантах.

  1. В виде внешнего проявления (на рисунках он с головой быка). В его функции входит защита людей от бед и невзгод со стороны внешнего мира.
  2. В виде внутреннего проявления. Необходимо для противостояния слабостям и порокам, исходящим изнутри человека.
  3. В виде тайны. Сюда можно отнести интуицию, своеобразные инстинкты, через которые божество подсказывает и советует верное решение.
  4. Ямараджа. О нем стараются не говорить во всеуслышание, т. к. его функцией является встреча человека в момент смерти.
Поделиться:
1 Комментарий
  • blank Тина says:

    Существует несколько легенд о том, как Яма стал хозяином загробного мира. И все они сходятся в том, что первоначально Яма был человеком (сыном бога Вивасвата), но обладал бессмертием — просто потому, что в те времена бессмертными были все живые существа. Больше всего меня поражает и удивляет то, что образ бога смерти практически идентичен образу ее победителя: гневному воплощению бога мудрости (Ямантака, Ямаданг). Правда у победителя изображено больше рук и ног.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть