Добро и зло: анализ противоположностей

​Общие определения

Издавна добро и зло толковались, как основные господствующие силы. Но они не наделены личностной природой. Влияние их на человека волновало умы многих философов, ученых, богословов и людей искусства. Зло при этом всегда выступало в противоположность добру.

Обобщенная форма зла характерна для всего безнравственного, противоречащего морали и заслуживающее осуждения. В то же время добро связано с добродетелью. Оно считается положительным свойством человека и соответствует высоким моральным принципам. Против добра выступают пороки.

​Что представляет собой благо

Фото 1

Добром называют все, что улучшает жизнь, удовлетворяет человеческие потребности, как духовные, так и материальные. Сюда можно отнести природные богатства, образование, культурное наследие. Но полезность может быть не равна благу. Так, например, настоящее искусство может вовсе не иметь утилитарную пользу. А с другой стороны, промышленность приводит человечество к экологической катастрофе.

Добро — это определенный вид духовного блага. С морально-этической стороны эти два слова – добро и благо — можно воспринимать как синонимы. Они соответствуют общим интересам и стремлениям, тому, что должно произойти и одобряется обществом.

В современной этике под словом «добро» подразумеваются следующие аспекты:

  • поступок, направленный на определенный результат ;
  • сочетание моральных ценностей в позитивном ключе;
  • высокая нравственность;
  • определенное качество личности с точки зрения морали.

Проблема добра и зла: диалектика понятий

Философия тесно связывает между собой хорошее и плохое. Добра и зла в чистом виде не существует, это всё очень относительно. В любом злом деянии есть крупица добра. А благой поступок не обходится без ложки дегтя. Они даже могут поменяться местами. Так, в Спарте было принято сбрасывать некрасивых детей со скалы, а в японских традициях считалось естественным перенести немощных стариков в «долину смерти» и обречь их на верную погибель. Современное общество такие деяния считает неприемлемым злом, сродни настоящему варварству.

Но даже в наши дни одному и тому же поступку приписываются хорошие и дурные свойства в зависимости от ситуации. К примеру, если полицейский застрелил в ходе погони серийного убийцу, то его поступок считается хорошим.

​Чем является зло

Зло – полная противоположность добра. В нем сочетаются разные представления о безнравственности и отрицательных качествах личности, которые вредят другим людям. Всё это обычно порицается обществом. К злому можно отнести то, что противоречит благу: заболевания, расовая неприязнь, бюрократические издержки, преступные деяния, шовинизм, алкогольная и наркотическая зависимость.

В буддизме

​Цепочка перерождений

Фото 2

В учении говорится о наибольшем зле для последователей — так называемой, сансаре. Под этим словом подразумевается мир, наполненный страданиями. Кому не удалось достичь просветления, будет перерождаться еще несколько раз.

Накопленная карма дает шанс возродиться:

  • божеством;
  • асурой;
  • человеком;
  • животным;
  • духом;
  • обитателем ада.

Всем этим существам свойственно находиться в Сансаре, но лишь человек может покинуть колесо перерождений. Вот почему приход в этот мир человеком считается благополучным шансом.

Явление настолько редкое, что даже подтверждается в известной буддийской метафоре о незрячей черепахе, которая всплывает один раз в столетие с самого дна океана. Она обладает удивительной способностью во время выныривания попадать в круг, плавающий по поверхности воды. В притче сказано, что даже у черепахи больше шансов попасть в этот круг, чем в сансаре возродится новый человек. И если уж душа смогла появиться в человеческой оболочке, то ей надо будет избавиться от новых перерождений.

Это редкая удача, но от страданий человеку никуда не деться. Все равно возникнет ситуация, когда кто-то причинит ему боль, либо он сам себе доставит неудобства.

​Корни зла

Самое интересное, что причиной всех страданий становятся желания. Тесные взаимосвязи в этом мире делают желания одних людей причиной страданий других. К примеру, проголодавшиеся хищные животные и птицы причиняют страдания своим жертвам. Это значит, что желания тоже являются злом по буддийским меркам.

Вместе с тем существует еще два атрибута, причиняющие страдания. Их вместе называют «тремя корнями зла»:

  • гнев причиняет страдания;
  • желания становятся причиной боли: когда человек расстается с тем, что имеет свойство заканчиваться или утомляется от постоянного однообразия;
  • невежество приводит к внутренним терзаниям от неправильных мыслей.

Эти характеристики — основные описания плохих действий человека. Буддизм их изображает в виде агрессивной змеи, любострастного петуха или недалекой свиньи. Но самым основным злом является невежество.

Корень всех человеческих проблем — пороки и их сочетания. Так, гнев с неведением становятся источником ревности. Излишняя самоуверенность на фоне невежества становится причиной гордыни.

​Мара

Особым злом в буддизме считается демон Мара. В нем воплощается бездуховность. По легенде, из-за него человек не может сконцентрироваться на медитативных практиках, заменяя негативом всё положительное. Он завлекает людей в страсти, чувства и желания, которые получают над ними безграничную власть.

Мара обитает в сфере чувственности — Камадхату. Именно там находятся перечисленные ранее шесть миров. У их обитателей сильные чувственные переживания. Так на них действует власть Мары и из-за этого они все время страдают.

​Путь добра

В буддизме считается, что всё приводит к страданиям, а они в свою очередь появляются из-за вожделения, ярости и невежества. Но любое страдание не вечно. Его можно закончить. Кроме того, путь высвобождения от терзаний сансары известен всем.

Этот путь складывается из восьми аспектов, поэтому его называют восьмеричным:

  1. слова;
  2. знания;
  3. действия;
  4. мысли;
  5. память;
  6. сосредоточенность;
  7. усердие;
  8. источник существования.

Все эти аспекты должны быть правильными. Этот путь в подробностях изложен в «Ламриме». Новичок-буддист по мере своего духовного роста получает подлинные знания о себе и мире вокруг него, о добре и зле, а также об ответственности за свои поступки и награду за них.

После осознания всего этого человек приступает к практике, во время которой совершает десять благих дел. Речь идет не только про физические действия, но и про мыслительные процессы. Помимо добрых дел новичок должен научиться не совершать десять зол. Это поможет ему стать неподвластным мрачному настроению.

Продвигаясь по своему пути, послушник должен воспитать в самом себе следующие добродетели:

  • дана (способность быть щедрым и сострадательным);
  • шила (поддерживание дисциплины и самоконтроля);
  • кшанти (стремление к невозмутимости и кротости);
  • вирья (усердное выполнение добрых деяний и следование духовным практикам);
  • самадхи (сосредоточенность);
  • праджня (обретение мудрости).

Последний пункт достигается путем осознанного восприятия всех сигналов, как внешних, так и внутренних. Если это происходит во время медитирования, то называется випассана.

В то же время сосредоточенность помогает концентрироваться на медитации — это шаматха. Два этих понятия — випассана и шаматха — считаются главными медитативными практиками в буддизме.

​Карма

Фото 3

Откуда появляется карма? Все успешные и неудачные моменты в поисках спасения себя (тхераваде) или других (махаяне) становятся причиной накопления кармы.

Именно так называются последствия совершенных или несовершенных деяний. В буддизме считается, что всё в мире имеет причины, а за ними наступит и следствие.

Некоторым кажется, что карма — это воздаяние за плохие дела и поощрение за добрые. Но это не совсем так.

  1. Человек сам выбирает: наказать себя или поощрить. Карма — результат действий или бездействия, в том числе на уровне мыслей.
  2. Она не имеет разума, поэтому для некоторых людей может быть доброй, для других — злой. Это решается объективно, без каких-либо пристрастий.
  3. Карма существует только внутри сознания человека. Ее нет извне. Более подробно об этом написано в Абхидхарме.

Карму нельзя каким-либо образом отменить или исправить силой мысли. Только осознанный поступок посеет семена (биджу).

Накопление кармы не происходит после каждого злого поступка. Следует понимать, что, например, умышленное убийство станет причиной накопления кармы, а вот какая-либо случайность — нет.

Поделиться:
1 Комментарий
  • blank Алексей says:

    Интересно главное кратко, возможно не хватает завершенности。Хочется пожелать автору продолжить популярно излагать идеи буддизма

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть