В чем состоит золотое правило нравственности?
Понятие
Нравственность — это качество личности, основанное на определенных догмах поведения внутри общества и с самим собой.
Что называют нравственными ценностями человека
Нравственные ценности — значимые для личности материальные и нематериальные блага, наделенные субъективным смыслом. Ежедневно каждый из нас сталкивается с ситуациями выбора, основанным на внутренних ориентирах и правилах.
Вообще в мире много различных ценностей, часть из которых можно назвать объективными. Человеку следует определиться, какие правила следует принять, а какие отвергнуть. Но важно понимать, что этот выбор будет субъективным. Иерархия ценностей основана на личных потребностях, своем опыте, мотивированности и восприятии мира в целом. Благодаря внутренним ценностям люди сходятся или расходятся. Ценности же определяют характер поведения, который возникает между людьми.
Моральные устои помогают отличить, что хорошо, а что плохо. Где добро, а где зло.
Нравственные ценности человека состоят из:
- добра и зла;
- счастья;
- наслаждения;
- долга и совести;
- свободы и ответственности;
- стыда и вины;
- добродетели и порока;
- смысла жизни;
- удовольствия и пользы;
- честности и справедливости;
- страдания и сострадания;
- милосердия;
- дружбы и любви.
Общество обычно проявляет уважение к соблюдению прав и свободы. Но полный список общественных ценностей состоит из большего числа компонентов. Не всем людям свойственно воспринимать общественные ценности за личные. Многое зависит от окружения человека и той среды, в которой проходили его детские годы, взросление.
Моральные устои направляют деятельность каждого отдельно взятого человека на совершение определенных поступков. Они же оказывают влияние на отношение к окружающим и самому себе, помогают сделать правильный выбор жизненного пути. Ценности становятся компасом при движении по дороге жизни. Когда они нарушены, человек начинает испытывать трудности. Появляется депрессия и неопределенность. В таком состоянии многие теряют смысл жизни и подвергают сомнению любые возможности.
Список качеств человека
Система качеств каждого индивида состоит из сочетания моральных и нравственных правил.
Нравственные устои состоят из:
- любви к ближним;
- уважения к обществу;
- преданности (верности);
- бескорыстного начала (искренний мотив к совершению действий без личной выгоды);
- духовности (сочетание нравственного и религиозного начала).
Моральные устои состоят из:
- чувства долга;
- ответственности;
- чести;
- совести;
- стремления к справедливости;
- достоинства.
Но не все качества положительные. Есть среди них и негативные, например: ненависть, зависть, ложь и т. п.
Когда нравственный уровень общества низкий, то постепенно негативные поступки становятся нормой поведения. Особенно это опасно для нового поколения, которое «впитывает» в себя поведение окружающих.
Понятия подменяются стремительно. Это заметно на разнице поколений отцов и детей.
Положительные нравственные качества становятся догмой на уровне крупных сообществ. Соблюдение этих правил дает гарантию человеку, что это сообщество его сочтет нравственным и воспитанным.
Чаще всего высоко ценятся следующие качества:
- ответственность;
- гуманность;
- открытость;
- искренность;
- дисциплинированность;
- верность;
- коллективизм;
- тактичность;
- трудолюбие;
- усердие;
- чистоплотность.
Высокими нравственными качествами называют те, которые в определенном обществе находятся в положительном диапазоне в иерархии ценностей.
Некоторых людей считают высоконравственными за их искренность и глубину чувствования, а вовсе не за следование общественным устоям. Также почитаются обладатели патриотического духа, целомудрия, абсолютного гуманизма.
Что же такое «золотое правило нравственности»?
На это правило опираются многие религиозные течения. Так называют призыв к соблюдению моральных ценностей. Всем известно это правило:
«Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе» (Quod tibi fieri non vis alteri ne feceris).
Практическая мудрость в изречении давно уже стала аспектом для бесконечных размышлений на тему этических норм.
Его виды
В разных культурах золотое правило имеет свои определения. Многие ученые и философы бились над классификацией его форм, учитывая этические и социальные признаки.
Так, согласно мнению Христиана Томазия, у золотого правила существует три формы, в основе которых право (лат. justum), приличие (decorum) и уважение (honestum):
- по принципу права не стоит делать другим то, чего не желаешь себе;
- по принципу приличия следует поступать с другими так, как хотелось бы по отношению к себе;
- по принципу уважения нужно делать так, как ждешь от других.
У данного правила есть два аспекта:
- отрицание – «не делай»;
- признание – «делай».
По мнению русского философа Соловьева В.С., отрицание в золотом правиле действует по закону справедливости, а признание – по закону милосердия.
Профессором Г. Райнером из Западной Германии были сформированы свои условия золотого правила:
- правило вчувствования (Einfühlungsregel): «(не) делай другому то, что (не) желаешь себе»;
- правило автономности (Autonomieregel): «(не) делай сам того, что ты находишь (не)похвальным в другом»;
- правило взаимности (Gegenseitigkeitsregel): «как вы (не) хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, (не) поступайте так же и вы по отношению к ним».
В каких культурах оно отразилось?
Золотое правило стало основополагающим в течениях буддизма, иудаизма, индуизма, христианства, ислама и конфуцианства. Подобное определение записано в «Махабхарате» (книге с изречениями Будды).
Конфуций в ответ на вопрос своего ученика как-то тоже ответил, что слово, которому стоит придерживаться в течение всей жизни – «взаимность». Не стоит делать ближнему то, чего не хотел бы для себя.
Древнегреческие философы также придерживались данного принципа, что отражено в их произведениях:
- «Одиссее» Гомера;
- «Истории» Геродота;
- учениях Сократа;
- трудах Аристотеля и других.
Библия упоминает это правило дважды: в беседах между апостолами Иисуса и в Нагорной проповеди (Мф. 7:12; Лк. 3:31, Евангелие).
В «Сунне» записаны слова Мухаммеда: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».